Православная газета

Почему почитают святые мощи?

Какое значение имеют мощи святых? Почему принято поклоняться этим частицам? Разве останки человека, пусть даже святого, могут обладать какими-то особыми свойствами?

Анна

Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:

— Мощи, как и святые иконы, не для поклонения, а для почитания. Разница существенная: мы поклоняемся Богу, Его Рождеству, Его Страстям, Его Воскресению, а почитаем святых, их образы, их останки. В Церкви молятся не мощам и иконам, а святым, мы просим их о заступничестве, о помощи.

Мощи, как и другие святыни, исполнены благодати и обладают даром чудотворения. Происходит это потому, что, согласно учению Церкви, святость человека распространяется и на его телесный состав. Тела святых, по слову апостола Павла, становятся храмами Святого Духа. Когда святой умирает, его останки сохраняют благодать. Иногда от них исходит особый состав – миро. Оно может быть разным: порой напоминает ароматную маслянистую жидкость, а порой ближе к водному естеству, как это происходит с мощами святителя Николая в Бари. Изредка плоть святого сохраняется настолько хорошо, что он имеет вид недавно почившего человека.

Но мощи могут и не иметь каких-то уникальных внешних особенностей, и Церковь никогда этим не смущалась и не утверждала, что святыня обязательно должна отличаться по виду от обычных останков. Почитание святыни даёт верующим благодатную помощь. «Кто касается костей мученика, тот приемлет освящение по благодати, обитающей в теле мученика», — писал святитель Василий Великий. В истории древней христианской Церкви и Русской Церкви всегда благоговейно относились к мощам мучеников, подвижников, сохраняли их останки, даже если палачи подвергали тела сожжению и от них оставался лишь пепел.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most