Материалист Фрейд и христианский писатель Клайв Льюис — великие оппоненты. Правда, в реальности они не спорили и вообще не встречались, но много писали о вере и религии. Гарвардский профессор Арман Николи сопоставил их мысли, а также судьбы, характеры и семейную жизнь. Всё это делает его книгу захватывающе интересной.
В юности Фрейд увлёкся учением Христа, но верующим так и не стал, а воспринял это как соблазн и решил, по его словам, «не сдаваться». Позже он утверждал, что религия — сказка, вера — «коллективный невроз», Бога придумали несчастные люди и с ростом образования нужда в Нём исчезнет. При этом основатель психоанализа страдал от депрессии, принимал кокаин, часто обрывал связи с близкими друзьями и отличался трудным характером. Он признавал, что религиозная вера способна принести утешение, но сам предпочитал «истину». А истиной считал лишь видимый мир, в котором, с его точки зрения, нет ни благодати, ни высшего смысла, а есть мировые войны, страдания, жестокость и смерть.
Льюис до 30 лет тоже был атеистом. Иногда он «злился на Бога за то, что Он не существует». Под влиянием любимых авторов — Данте, Мильтона, Честертона — решил серьёзно изучить Писание. Его поразило, что Евангелия совершенно не похожи на мифологические тексты: никакой игры воображения, лаконичный стиль, по сути — сжатый рассказ о происшедшем. Другим открытием стало мнение серьёзных учёных: Иисус Христос — реальное историческое лицо. Оставалось выяснить: кто же Он на самом деле?
Ответ на этот вопрос дал Сам Спаситель: «Я рождён от Единого Бога… Прежде чем Авраам был, Я есмь». «Звучит как невероятная претензия, — рассуждал Льюис. — Ни один великий пророк не называл себя Богом. Может ли это быть ошибкой или обманом?» Такого Льюис допустить не мог. Оставалось только… довериться Христу. Льюис открылся Богу и испытал чувство, похожее на пробуждение от долгого сна.
Вера повлияла на его характер. Раньше он, как и Фрейд, смотрел на мир мрачно, боролся с депрессией. Теперь в его душе возникла бодрая весёлость, которая не оставляла его до конца дней. Он вырвался из скорлупы собственного «я», нашёл много новых друзей — тех, кто нуждался в его мыслях, советах, книгах. «Вера и молитва превратили меня в экстраверта, — отмечал он. — Меня как бы вытащили наружу».
Автору книги дороги оба его героя. Арман Николи — психиатр, как и Фрейд. И христианин, как Льюис. Прослеживая две драматичные судьбы, он не навязывает нам готовых решений. Но из чтения становится очевидной связь между духовным мировоззрением и радостной, осмысленной жизнью. Лучше всего это сформулировал Клайв Льюис: «Есть великая истина: послушание воле Бога делает человека счастливым».