Православная газета

Известного богослова отца Олега Стеняева можно слушать в Интернете

Лекции можно слушать на портале «Азбука веры»

Известного богослова отца Олега Стеняева можно слушать в Интернете
Фото: azbyka.ru

«Аскетизм — не система обретения святости, а стремление поблагодарить Господа за дар спасения», «Православный ищет не амнистию от Бога и не индульгенцию от Церкви, а обновление своей жизни — исцеление во Христе», «Где начинается сознание собственных достоинств — там кончается христианство» — эти яркие и глубокие по смыслу цитаты взяты из выступлений богослова протоиерея Олега Стеняева. Его лекции можно слушать на портале «Азбука веры».

Отца Олега отличают дар проповедника, огромная эрудиция и очень мягкое, приятное чувство юмора. Он служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и живёт при храме, в комнате, похожей на библиотеку: почти вся она заполнена стеллажами с сотнями, а может, и тысячами книг на разных языках.

При этом батюшка умеет говорить на доступном языке с обычной аудиторией и в библейских текстах всегда открывает что-то новое. Многие, например, не совсем понимают начало Евангелия с родословием Иисуса Христа, где перечислены имена героев Ветхого Завета. Лектор обращает внимание, что в этом списке указаны женщины, которые действовали не совсем благочестиво, — Фамарь, Вирсавия. Зачем?

— Сделано это сознательно, — объясняет отец Олег. — Господь по Божеству Своему не погнушался потока, который был замутнён человеческой греховностью. Значит, Он не отвернётся и от нас с вами.

Спасение часто воспринимается как избавление от мук, как вечное блаженство. И в это богослов вносит важную поправку:

— Для православных спасение не просто избавление от наказания за грехи, а соединение с Богом, восстановление жизни до грехопадения — по образу жизни Христа.

Самое опасное, по словам отца Олега, удовлетворённость собой, теплохладность: грешу, ну и ладно… Путь к спасению начинается, когда человек осознаёт свои грехи. Не слишком приятное состояние. А ведь как хочется комфорта! Потому и появляются «воскресные христиане», вспоминающие о Боге раз в неделю, когда нужно сходить в храм. Есть и ещё менее усердные — «верующие по праздникам». Есть и те, кто идёт в церковь дважды в год: освятить куличи и набрать святой воды.

Как же правильно организовать свою жизнь? В одной из лекций священник указывает три стратегии, характерные для трёх христианских конфессий. Протестантизм утверждает приоритет искупления, спасения верой: «Я раб Твой, купи и помилуй меня». В католичестве раба сменяет наёмник: верующий постится и молится, надеясь на отдачу, — это своего рода «товарно-денежные» отношения с Богом.

А Православная Церковь предлагает самый трудный путь — любящего сына. Вхождение в особые отношения с Богом через молитву и покаяние.

— Православного Господь тоже искупает как раба, православный тоже трудится как наёмник, но при этом он идёт дальше — к стяжанию благодати, к нетварной энергии, к обожению, — говорит отец Олег.

Лекции о. Олега Стеняева — на сайте azbyka.ru/video

Текст: Юрий МИХАЙЛОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most