Отвечает настоятель храма св. князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин:
— Насколько мы верим, зависит прежде всего от нас самих. Человек создан свободным, и сам совершает свой выбор. Иногда бывает, что кто-то с верой принимает Крещение, а потом остывает душой. Святой Феофан Затворник писал о стоянии между добром и злом, между Христом и сатаною. Святые отцы называли это «теплохладностью». В Откровении Иоанна Богослова есть слова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15). Даже когда человек ропщет, — и то он более близок к Богу, чем в состоянии теплохладности.
Надо сделать усилие, чтобы выйти из такой спячки. Вспомним, как Господь явился апостолам при море Тивериадском. Они всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. А утром увидели стоящего на берегу Христа, но не узнали Его. Только Иоанн Богослов, который всегда помнил о Боге и всюду искал Его, узнал и сказал Петру: «Это Господь». Услышав это, Петр, не раздумывая, бросился в воду и скорее поплыл к Христу, хотя мог бы спокойно добраться на лодке.
Это удивительное место в Евангелии от Иоанна. Оно учит нас тому, как вести себя, если возникает душевная пустота, ощущение, что вы оставлены Богом. На самом деле Господь с нами всегда и везде. Он промышляет о каждом, но найти Его должны мы сами. Нужно следовать примеру святого апостола Иоанна, который первым узнал Спасителя, и святого Петра, который тут же устремился к Нему.