Отвечает член Высшего церковного совета Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов:
— Повредить может не молитва, а наша поспешность и самонадеянность. Святые отцы писали: если кто-то начинает богословствовать или стремиться к чистой молитве, не освободив сердце от страстей, – это путь к безумию. В духовной жизни нужно двигаться постепенно, от простого к сложному. Порой человек пытается достигнуть вершин, каких-то духовных состояний, хотя на душе у него полный разлад и наводить порядок надо на самом начальном уровне.
Допустим, он на кого-то обижается, говорит: «Нет, это никогда не прощу!». Но в молитве просит Бога: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Как же Бог простит ему долги-грехи, если он сам не прощает? В древней Руси был обычай: перед исповедью примириться со всеми обидчиками. Даже если они поступили не справедливо, всё равно – прости им и попроси, чтобы они тебя простили. И сделай это не формально, а с любовью. Если же не можешь простить и злишься — бесполезно и в храм ходить, и свечи ставить, и молитву повторять, всё перечеркивается твоей обидой. Есть и другие страсти, и от них надо освобождаться.
То есть главное для нас – смирение и раскаяние, без этого любое «духовное» состояние будет ложью, и непрестанная молитва ничего не даст. Поэтому если вы хотите заняться особой молитвенной практикой, необходимо прежде посоветоваться с духовником, который видит степень вашей духовной зрелости и определит посильное для вас молитвенное правило.