Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:
— Через Крещение в Русскую Православную Церковь принимаются нехристиане – атеисты или люди иной веры. К ним относятся и некоторые группы, считающие себя христианскими – например, иеговисты и мормоны. Формально они признают Христа, но при этом грубо искажают догматы: иеговисты отвергают Троицу, мормоны говорят о втором явлении Христа в Америке, имеют собственное «откровение».
В отличие от нехристиан люди из других христианских конфессий приходят в Православие через таинство миропомазания. Таким чином присоединяются протестанты – лютеране, кальвинисты, англикане, чьи заблуждения не касаются главных догматов веры: триединства, боговоплощения, искупления человеческого рода, богооткровенности Священного Писания. В числе таких присоединенных к Православию людей есть и почитаемые ныне святые – преподобномученица великая княгиня Елисавета и мученица царица Александра.
Существует и третий чин присоединения – через покаяние. Так принимаются в Церковь католики, старокатолики, люди, которые отпали по церковно-политическим обстоятельствам. При этом представители священства, как правило, принимаются «в сущем сане», то есть католический епископ, принеся покаяние, сохраняет свой сан и в Православной Церкви.
Но есть исключения, например, раскольническая «филаретовская церковь» на Украине. Согласно решению Архиерейского собора нашей Церкви, все священнодействия филаретовцев не действительны, кроме Крещения. Поэтому никакие хиротонии – ни священнические, ни епископские, которые там совершаются, не могут быть признаны действительными.
Аналогичная ситуация была с обновленцами в 30-40-е годы прошлого века: когда некоторые обновленческие «митрополиты» возвращались в Православную Церковь, их принимали в том «звании», в каком они отпали в раскол, – диаконами или мирянами.