Он из тех, кого знают все. Актёр, телеведущий Оскар Кучера успевает вести шоу на радио и играть в театре, не зря его называют «человек-оркестр». А вот о том, что тема веры ему очень близка, известно далеко не всем.
В маленьком храме мне уютнее
— Вас в детстве воспитывали в православном духе?
— Я рос в абсолютно светской семье, несмотря на то что мои родители всё-таки были верующими. Но на тему веры и православия мы с родителями никогда не разговаривали. Даже не могу вспомнить, чтобы они в церковь ходили, — мне кажется, я в церкви бывал чаще, чем родители. Впрочем, вера — это же не только церковь.
— Церкви бывают разные…
— Совершенно верно. Церковь только в этом смысле можно сравнить с театром. Поясню, что я имею в виду. Мне как артисту в театре играть всегда легче, чем, например, в Доме культуры, — по той причине, что театр в своём роде, говоря по-церковному, намоленное место. Вот так и в некоторых храмах мне очень хочется находиться, а другие настолько к себе не притягивают.
Конечно, важно ещё и кто служит в той или иной церкви: ведь не место человека красит, а человек место. Я не очень люблю большие, помпезные храмы, мне больше по душе маленькие церкви. Например, обожаю церковь Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Батюшка там очень хороший: он по земле ходит, несмотря на то что душой — на небе. И мне нравится жить с мыслью, что у меня есть духовный наставник.
Для начала — купить лотерейный билет
— Какие ещё церкви в Москве вы любите?
— У нас на Северо-Западе столицы есть чудесная церковь. Она находится на Волоколамском шоссе, немного не доезжая до улицы Свободы, по правую сторону, где движение в область. Я туда часто захожу по дороге, когда еду домой. Для меня это место, где можно и головой отдохнуть, и просто подумать. Там ты оказываешься наедине с собой.
— И с Богом?
— Да. Но я никогда не прихожу в храм за ответами или с просьбами — только с благодарностью. Не хочу ничего просить: стараюсь всё, что возможно, сделать сам. А Бога я просто благодарю за то, что Он мне помогает. Не зря существует поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай».
— Не все мыслят так, как вы…
— Согласен. Многие на Бога уповают, но почему-то ничего не делают для того, чтобы их желания сбылись. Как в анекдоте про мужика, который много лет молился и просил у Бога послать ему выигрышный лотерейный билетик. Перед смертью он обратился к нему: «Господи, да что ж такое, я в тебя верую свято, я тебе молюсь постоянно, прошу лотерейный билетик, а ты мне никак его не пошлёшь!» Небеса разверзлись, оттуда Господь выходит и говорит: «Да для начала ты хотя бы купи его!» И ведь верно, некоторые люди даже не зайдут в магазин за этим лотерейным билетом — лишь будут мечтать и просить…
Под землёй и на озере
— Вы много путешествуете по стране. Какие храмы вам особенно запомнились?
— Самым ярким впечатлением стало для меня то, что я увидел в закрытом городе Сарове. Я был в церкви, которая находится под землёй. Представьте: самый верхний уровень этой церкви размещается на глубине 9 метров под землёй, а первый алтарь ещё ниже — на глубине 36 метров! Когда мы туда пошли крестным ходом, было даже жутковато, ведь это всё было руками вырыто! Аскеты уходили под землю и копали это всё вручную какими-то молоточками — в те времена не было никаких бульдозеров.
Конечно, запоминаются и другие. Когда я оказываюсь в новом городе, то всегда захожу в местную церковь. Например, в этом году я был на Ладожском озере в деревянном храме… Заходил в церкви в Кабардино-Балкарии и в Пятигорске… Нашёл одну потрясающую старинную намоленную церковь в городе Переславле-Залесском. Она располагается рядом с монастырём. Там был деревянный алтарь. Никакого особого убранства, но красота такая, что можно просто с ума сойти!
— Есть ли у вас заповедь, которая вам особенно близка?
— Все заповеди важны: они являются законами Божьими, и это чёткий регулятор того, что такое хорошо, а что такое плохо. И все их надо выполнять. А кроме того, мне близок принцип «не навреди». Очень не хочется его нарушать.
— Получается?
— Я стараюсь. И дальше тоже буду стараться.