С творчеством Наталии Сухининой хорошо знакомы не только православные читатели. Её книги пользуются успехом у самой широкой аудитории. Но далеко не все знают, что тема веры появилась и в работе, и в жизни Сухининой довольно неожиданно. Это случилось в начале 1990-х, когда она, преуспевающая журналистка газеты ЦК КПСС, вдруг стала инициатором возрождения православного паломничества на Святую землю. И это само по себе было чудом, ведь тогда ещё и дипломатических отношений между СССР и Израилем не было.
Командировка в новую жизнь
— В 1990 году вы пешком отправились из Москвы в Иерусалим. Что подтолкнуло к такому решению?
— К этому времени я была удачливой журналисткой центральной газеты, можно сказать, захваленной в редакции. Могла указать пальцем в карту и сказать, что хочу сюда поехать в командировку, и мне никто не отказал бы. И вот так, как говорится, для куража, я ткнула пальцем в Иерусалим. Когда меня благословлял Патриарх, я плохо понимала, что это такое, даже стояла перед ним без платка. Получилось, что я отправилась на Святую землю совершенно неподготовленная, не осознавая, что это великая святыня. Поход оказался нелёгким, с множеством приключений, испытаний и озарений. А вернулась я абсолютно другим человеком, с просветлёнными сердцем и головой. В моей жизни всё сразу разложилось по полочкам. После этого я побежала к священнику, ставшему моим духовником, и сказала: «Батюшка, я не хочу заниматься журналистикой. Хочу продавать иконки в храме». Но он помог найти верную дорогу. У меня есть книга «Дорога, ставшая судьбой». Это не красивые слова, это — истина.
— Кто же был вашим духовником?
— Это известный богослов архимандрит Георгий (Тертышников). Он очень много сделал для того, чтобы канонизировали Феофана Затворника. В советские времена забрал мощи святителя из Вышенского монастыря, который был осквернён: в его здании была организована психиатрическая больница. Много лет хранил мощи в портфеле в своей келье. Отец Георгий умер в 1998 году. Для меня это невосполнимая потеря. Но слава Богу, что у меня семь лет был такой духовный отец.
Казалось, что я попала на небеса
— Тот давний поход в Иерусалим многое значил не только для вас, но и для последующих православных паломников, а какая из последних паломнических поездок вам больше всего запомнилась?
— Недавно я вернулась из города Орска. Там есть Иверский женский монастырь. Игуменья этого монастыря — бывшая актриса Таня Пашкова. В Москве есть замечательный православный театр, очень его рекомендую, он называется «Живая вода». Там служит совершенно уникальная молодёжь. У них по три образования, они играют на разных инструментах, поют. Так вот Таня Пашкова была ведущей актрисой театра. И вдруг ушла в монастырь. Сейчас она — мать Ксения в Орске. Мы долго беседовали с ней. И я была на двух ночных службах. У них там служатся ночные литургии. Они долгие, выстоять вроде бы непросто. Но я стояла и думала: «Господи, только бы это подольше не кончалось». Слушала пение, в том числе и голос Тани, и мне казалось, что я попала на небеса. Теперь жду не дождусь, когда снова спущусь в их храм и опять буду на литургии. Это удивительное молитвенное состояние. Мне кажется, этот маленький орский храм мне заменил все остальные святыни мира.
Темы неотложные и запретные
— Сюжеты ваших книг иногда очень необычны. Как они приходят к вам?
— Только что, на Пасху, вышла моя книга «Женщина в пёстром». Это история девочки, которая увела священника из семьи. Я взялась за неё не сразу. Два года у меня это бродило… Потом взяла пять благословений и написала книгу. После этого решила, что теперь буду год отдыхать, потому что она меня вымотала. И вдруг создаётся такая ситуация, что откладывать нельзя. Мне предлагают посетить тюрьму «Чёрный дельфин» в Соль-Илецке, где сидят пожизненные заключённые. Это страшное место. Я знакома с батюшкой, который их окормляет. Там в одной камере пожизненно сидят бывшие главари иркутской банды — отец и сын. Эти люди пришли к Богу в тюрьме. И вот даже там, в этой преисподней, они постятся, читают утренние и вечерние правила, акафист, псалтирь и живут по-христиански.
— А запретные темы для вас есть?
— Я семь лет водила экскурсии в Троице-Сергиевой лавре, видела много бесноватых, которых отчитывал отец Герман. У раки преподобного Сергия они и кукарекали, и катались по полу. Как-то я подошла к своему духовнику и говорю: «Батюшка, разрешите мне сходить на отчитку». Он говорит: «А зачем вам?» Я сказала, что мне как автору это интересно. И он тогда сказал: «Запомните: нельзя изучать законы, по которым живут бесы. Вам достаточно знать, что они есть, и на этом успокойтесь. Влезать в это очень опасно». И я это приняла как приказ. Я не писала про бесноватых. Влезать в это могут люди, которые духовно очень крепки. Я себя к таким не отношу, и мне подальше надо держаться.
Счастье — это когда веришь
— У вас есть книга, которая называется «Где живут счастливые». Что такое для вас счастье?
— Я считаю, что счастливы те, кто верит в Бога, потому что им открыто то, что не открыто другим. Не так давно я переехала жить в Сергиев Посад, но Пасху встречала в Москве. Возвращаюсь рано утром, после ночной службы, в электричке, смотрю на некоторые лица с печатью заботы и не могу сдержать слёз от жалости. Они не знают, что есть Пасхальная радость. Мне всегда очень жалко неверующих людей. Они иногда умирают, так ничего и не поняв в этой жизни, с обидой, даже с наскоками на Бога. Это так печально. Счастливый человек тот, который глубоко верит в Бога, уповает на его помощь, поэтому он и по-другому живёт.