Одна за другой громкие премьеры последнего времени связаны с именем режиссёра Юрия Грымова. В театре «Модерн», который он недавно возглавил, только что вышел его премьерный спектакль «О дивный новый мир» по знаменитому роману Хаксли. Готовится грандиозная постановка спектакля «Война и мир». Скоро выйдет на экраны его экранизация «Анны Карениной». А уже в июне на «Кинотавре» состоится премьера нового фильма Грымова «Три сестры» по Чехову, где впервые в финале зазвучат чеховские слова о Боге.
Два романа — о вере
— В чеховский текст вы возвратили фразу, которая была убрана автором по просьбе МХАТа, и в ней говорится о Боге.
— Мне было странно, что никто до нас эту фразу не возвратил ни в одной мировой постановке. Её обнаружила автор сценария Ольга Михайлова в чеховской рукописи. Речь идёт о финальном монологе Маши Прозоровой. Мы помним, что в конце пьесы сёстры говорят, что вот ещё немного — и мы узнаем, зачем живём, зачем страдаем. Мне это казалось слишком пафосным. Я не понимал, как эту сцену поставить. Но когда прочёл вычеркнутые слова Маши, для меня всё встало на свои места. Она говорит, что на все эти муки, страдания, переживания, на все вопросы ответит Господь. И вот тогда появляются логика, смысл. Становится ясно, зачем все эти муки в глазах этих прекрасных женщин.
— Теперь вы собираетесь ставить на сцене «Войну и мир», сняли «Анну Каренину» Толстого. Вы согласны, что эти два великих романа — о вере?
— Конечно, тема веры очень существенна в этих романах. Ещё и потому, что в них говорится о России. А вера и Россия — неразъединимые понятия. Ленин пытался их разъединить. Но если бы он и его соратники, совершив революцию, не уничтожали бы веру, не совершали гонения на священников, не разрушали бы церкви, тогда коммунистический режим был бы более жизнеспособен. Вот Фидель Кастро это понял. Он ведь свой режим на Кубе держал и на коммунистической идее, и на вере. Сейчас у нас выходит спектакль «О дивный новый мир» Хаксли. Это первая постановка в России. И это история о том, как люди отменили нравственность, религию и даже упоминание слова «Бог». И к чему это привело? К полному крушению общества.
— Вас не смущало, что «Анну Каренину» одновременно с вами поставил Карен Шахназаров?
— Абсолютно не смущало. Мы сняли разные фильмы. Я считаю, что, снимая кино на один и тот же сюжет в 59-й раз, надо создавать другое прочтение, другое звучание. Киноязык моей «Анны Карениной» очень необычен. Хотя мы не меняли сюжета, сохранены практически все персонажи. Только действие перенесено в наше время. У нас другой подход к этому роману. Мы подошли через женщину, через Анну, через её дневник.
Творчество зависит от Бога
— А евангельский сюжет взялись бы поставить?
— Мне, может быть, и хотелось бы такое сделать, но это невероятно сложно. Хотя очень интересно. К этому надо серьёзно готовиться. Даже чеховских «Трёх сестёр» я никогда бы не взялся снимать лет десять назад. Это же не просто взять сюжет. А тем более Евангелие!
— Вы крестились уже в 30-летнем возрасте. А что вас к этому привело?
— В моей семье верующей была только бабушка. У неё были иконы, которые она украшала цветочками, зажигала лампадку, молилась. Намного позже я узнал, что в моём роду по маминой линии были священники. Но меня привели к крещению не эти факты моей биографии, а общение с друзьями. Помню, Людмила Максакова мне говорила: «Юрка, надо покреститься». Среди моих знакомых не было священников, но всегда велись разговоры о вере. Возникали вопросы. Я, к примеру, понимаю, как женщина рожает. И не просто понимаю, а знаю, поскольку я окончил курсы акушерства и гинекологии, когда решил снимать фильм «Казус Кукоцкого». Но есть в появлении человека на свет и необъяснимое чудо. И конечно, я никогда не верил, что мы произошли от обезьяны. Ну стопроцентно. И творим мы не в меру своего образования. Мол, окончили институт — и творите. Нет. Творите вы или не творите — это зависит уже не от вас, а от Бога.
Притча от Патриарха
— У вас есть евангельская притча или цитата, которая сегодня вам особенно близка?
— Это притча не из Евангелия. Я услышал её от Святейшего Патриарха Кирилла, когда с ним встречался. Идут по улице проповедник и гулящая женщина. Им навстречу идёт мужчина. И женщина говорит проповеднику: «Спорим, что этот мужчина пойдёт со мной, а не с тобой». И тот соглашается: «Конечно, с тобой. Потому что вниз идти легче, чем вверх подыматься». Поэтому когда мы кого-то осуждаем за какие-то недочёты и кощунства, то надо не забывать, что вниз легче, а вверх труднее.