Он известен не только как пародист и юморист, но ещё и как телеведущий, участник многих шоу в качестве певца, танцора и даже боксёра. А в жизни заслуженный артист России Николай Лукинский — очень добрый, позитивный человек. И основа всего для него — православная вера.
Начал ходить в храм, когда его ещё не было
— Николай, в Крещение окунались в прорубь?
— А как же. За редким исключением, я делаю это ежегодно. Езжу к моему духовнику отцу Андрею, настоятелю храма в честь святителя Алексия в деревне Пятнице — это на Истре. Там на Патриаршем подворье сделана купель, в неё и окунаюсь. Туда и в Крещение, и по другим праздникам много людей приезжает.
В этом году я не просто следовал традиции, а ещё и стал примером для молодожёнов. На телеканале «360 Подмосковье» я веду шоу под названием «Свадебный альбом с Николаем Лукинским», выходит он каждую субботу. Влюблённые прямо в эфире должны пройти испытания. В этот раз им надо было прыгать в прорубь. А они вдруг ни в какую! Но если они не нырнут, то, значит, вся программа на грани срыва. Мне деваться некуда, спрашиваю: «Если я нырну, вы тогда нырнёте?» Согласились. Я разделся — и в прорубь, они следом. Искусство требует жертв!
— Как вы пришли к вере в Бога?
— Мне было лет 30, когда Господь свёл меня с одним верующим человеком, его зовут Александр Никитченко. В прошлом прекрасный эстрадный артист, мы вместе ездили на гастроли, много беседовали, и он мне открыл глаза. Сейчас Александр ушёл с эстрады и служит в церкви. Благодаря ему я начал ходить в нашу жулебинскую церковь, её тогда только начинали строить. В 1998 году на месте будущего храма установили крест, и богослужения проходили прямо на улице. Я уже больше 15 лет прихожанин храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. В нём отец Андрей обвенчал меня и мою жену.
Признание в любви — как пример
— Вы почувствовали на себе силу веры?
— Конечно. Вера — это спасательный круг. Жизнь у всех многолика, но верующим людям есть за что держаться. Вот что такое совесть? Совесть — это орган, соединяющий человека с Богом. И когда человек говорит: «Я неверующий, но у меня есть совесть», значит, он лукавит. Надо определиться. Ведь совесть — это по своей сути церковное понятие. Совесть верующего человека в трудной ситуации обязательно соединит с Богом.
— С женой Ириной вы венчались, прожив уже много лет в браке. Венчание повлияло на ваши супружеские отношения?
— Конечно. Когда ты обвенчался, когда ты воцерковлен, ты понимаешь, что для тебя это руководство к действию, ведь твой родной дом — это церковь, твоя семья — тоже церковь. И что, ты будешь в своей церкви кирпичи снизу вытаскивать, окна разбивать? Ты не поднимешь руку на жену, не скажешь ей грубое слово, а если скажешь, то сразу извинишься, потому что ты разрушаешь свою церковь. А без неё я вообще не вижу смысла в жизни.
Как-то я случайно услышал разговор нашего настоятеля храма с его женой, матушкой. К слову, у них восемь детей. И он вдруг говорит ей: «Как я тебя люблю!» А я понимаю, что это от сердца. Для меня это пример.
Молитвы выручают
— Сейчас в мире много зла. Как от этого защищаться?
— Всё начинается с духовного воспитания. А это советская власть напрочь разрушила. Думаю, лет 100 понадобится, чтобы воспитать новую духовность. Конечно, я двумя руками за то, чтобы в школах было православие. Как детям объяснить, что они должны хорошо относиться к иноверцам, если им в школе не рассказали, что нужно «возлюбить ближнего своего»? У нас до революции во всех домах, на всех предприятиях висели иконы, а после революции кто стал там висеть? Понимаете, какая цель у революционеров была? Занять место Бога в сердцах людей, чтобы Антихрист взял власть над людьми.
Поколения наших родителей почему не разводились? Потому что было принято, чтобы жена была одна, что надо девушкой вступать в брак. Но революционеры рубили, рубили, рубили… И сегодня вроде Церковь возрождается, а быть девушкой уже стыдно. Уже совсем другое воспитали: «Как, ты ещё до сих пор… Ой, какой позор!»
И это ужасно! Почему столько разводов? Потому что разучились любить. Мы, конечно, любим жён, мужей, детей, родителей, ещё каких-то близких. Но этого для настоящей любви мало. Я, когда начал ходить к своему духовнику, очень удивлялся, с какой любовью он ко мне относится. Думал: это, наверное, потому, что я известный артист. А потом, когда познакомился поближе, увидел, что он так относится ко всем. Почему? Потому что первая заповедь: «Возлюби Господа Бога всем сердцем, всею душою, всеми мыслями…» Когда ты любишь Бога, то он даёт тебе любовь ко всем.
— У вас есть любимые молитвы?
— Есть утренние молитвы, есть вечерние. Есть молитва Оптинских старцев. Все они важны, помогают, спасают. Вообще, иногда происходят удивительные вещи. В ГИТИСе я сдавал госэкзамен по эстетике — сложнейшая вещь. Конечно, готовился, но всё знать невозможно. Мне попался вопрос о философах Средневековья. Начал отвечать так: «Первым философом Средневековья считается Аврелий Августин. Его самое знаменитое произведение — «Исповедь»…»
На этом мои знания закончились, и тогда я говорю: «И естественно, от Аврелия Августина пошли такие слова, которые говорит каждый православный христианин каждый вечер перед сном: «Исповедую Тебе, Господу и Богу моему, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу…» Где-то на середине мои экзаменаторы говорят: «Какая память! Всё, достаточно. Пятёрка». А я эту молитву читаю каждый вечер на протяжении уже 15 лет. Вот так Господь помог мне сдать экзамен на отлично.