Московский поезд прибывает на конечную приграничную станцию и останавливается. Кто-то скажет: зачем ехать лишь до границы, если за ней столько всего интересного? Возможно, но не в случае с Брестом. Именно сюда каждый год направляются сотни тысяч туристов из России. А для православных паломников Брест — место особое.
Собор, костёл, клуб…
Подходя к Брестской крепости, видишь величественный храм. Он словно плывёт, как белый корабль под парусами. Это Свято-Николаевский гарнизонный собор — храм с удивительной историей. Построили его в 1879 году. Свои пожертвования внесли русские офицеры, солдаты и военное ведомство. По архитектуре собор очень напоминает знаменитый храм Святой Софии в Константинополе. В дни парадов и торжеств его посещали царственные особы.
Всё изменилось после революции. В 1919 году Брест отошёл к Польше. Новые хозяева переделали православную церковь под костёл: изменили фасад, по-новому освятили алтари. В сентябре 1939 года, когда польские войска обороняли крепость от немецких захватчиков, в храм попала бомба. От взрыва пострадала часть здания.
Дальше наступил советский период. Незадолго до Великой Отечественной в бывшем соборе устроили армейский клуб. Как там отплясывали бойцы Красной армии, хорошо показано в художественном фильме «Брестская крепость».
Русские обороняли именно церковь
22 июня 1941 года штурмовой отряд немцев проник в цитадель. В первую очередь нацисты захватили стоящий на юру бывший храм: из него удобно было вести прицельный огонь. Потом был страшный неравный бой. Здание несколько раз переходило из рук в руки. Позже на руинах нашли надпись: «Нас было трое москвичей — Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву: умрём, но не уйдём отсюда. Июль 1941».
Перед лицом смерти красноармейцы назвали здание не клубом, а именно церковью. Они понимали, что воюют не только за Родину, но и за её святыни. Сейчас эта надпись хранится в Музее военной истории в Москве.
Снаряд для святого Николая
После войны подвал разрушенного храма приспособили под склад для местного пищеторга. В начале 1990-х здание передали Православной Церкви и стали восстанавливать. Вернули ему прежний облик, украсили золотым куполом с георгиевским крестом. В 1996 году здесь состоялась первая с царских времён Божественная литургия. А через несколько лет на звонницу подняли бронзовый колокол, один из крупнейших в Белоруссии.
О прошлом собора сегодня напоминает оставленная реставраторами вмятина на внешней стороне алтарной апсиды — это след от немецкого снаряда, который попал как раз туда, где крепился образ святителя Николая. Невозможно без душевной боли смотреть на такое варварство.
Что помогало героям
Историки до сих пор гадают: как советские защитники крепости смогли продержаться в ней почти месяц? Ведь захватив Брест, гитлеровцы сразу отрезали крепость от водоснабжения. Можно ли было здесь неделями жить и сопротивляться, не имея воды, в летнюю жару?
В Никольском соборе у меня возникла догадка. Известно, что храм отапливался с помощью сложной системы каминов. Как она работала, мы до сих пор точно не знаем. А под зданиями на территории крепости были казармы в четыре яруса. Из церкви к ним вела винтовая лестница, но отыскать лаз до сих пор не удалось. Возможно, разрозненные группы наших солдат с помощью подземных ходов общались друг с другом, делились патронами и водой. Не зря ведь говорят, что сила русских в единстве…
В Брест стоит съездить уже за тем, чтобы поклониться памяти русских воинов, поставить свечи к иконам святых покровителей. Наши деды с Божией помощью защищали от уничтожения не отдельный, собственный клочок земли, а весь русский мир.