О Чехове написано невероятно много самых разнообразных исследований. И открыть что-либо новое кажется просто невозможным. Однако удалось. И не какому-нибудь дотошному литературоведу или доктору филологии, а бывшему журналисту, ныне фермеру-пенсионеру Николаю Петровичу Банзелюку.
Во всяком случае, мне, немало прочитавшему о моём любимом писателе, ещё не приходилось встречаться с таким взглядом на жизнь и творчество Чехова, как тот, что содержится в книге Николая Банзелюка. Она называется так: «Жить по Чехову. Русская идея в жизни и творчестве великого русского писателя Антона Чехова».
Собственно, и фермером Банзелюк стал отчасти потому, что это согласовывалось с идеями, которые он почерпнул в наследии Чехова. Жить на земле, приносить реальную пользу людям, быть помощником Творца в созидании — это ведь те самые принципы, которые Антон Павлович никогда не декларировал, избегая пафоса, но доносил до людей и своей жизнью, и произведениями. И о вере христианской он говорил немного, зачастую противоречиво, но был её искренним свидетелем, реальным исполнителем гораздо больше многих усердных адептов. Николай Банзелюк очень убедительно всё это показывает на огромном документальном материале.
Его повествование читается как детектив. Он изучает и сопоставляет чеховские тексты, письма, записки, свидетельства других людей, малоизвестные факты и документы. И всё больше открывает удивительную личность человека, который сам по себе стал русской идеей. Примером того, как можно жить, и как, по убеждению Банзелюка, нам нужно жить и верить, чтобы остаться русскими. Не случайно эпиграфом для своей книги он взял такие слова Сергея Довлатова: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим хочется быть только на Чехова».
В чём тайна такой притягательности? Николай Петрович рассказал мне, что лет пятьдесят бился над разгадкой. Итогом и стала его книга. И в ней нет разделения феномена Чехова на творчество, жизнь, поступки, взгляды. Всё взаимосвязано. И потому становится понятно.
Банзелюк показывает, почему строить сельские школы Чехову было так же необходимо, как писать рассказы. Почему поездка на Сахалин, место невыносимых страданий множества людей, для него, по сути, была паломничеством. Чехов ведь так и писал: «В места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение».
Особый разговор о взаимоотношениях с отцом, которые были и многолетней дискуссией о вере — не на словах, а на деле, по жизни. Именно благодаря сыну Павел Егорович от обрядоверия приблизился на склоне лет к деятельному живому христианству. В этом тоже нас убеждает книга Банзелюка.
А важнейшей фигурой среди чеховских персонажей здесь предстаёт купец Лопахин из «Вишнёвого сада», который лучше других приближает нас к разгадке тайны главной идеи, которая содержится и в жизни, и в творчестве, и в самой личности Антона Павловича Чехова. Так, во всяком случае, считает Николай Банзелюк. И достаточно убедительно доказывает это в своей книге. Она уже в продаже. Приобрести её можно через «Озон». А Николай Петрович признался мне, что уже взялся за продолжение, которое должно стать, по его мнению, ещё более важным и увлекательным.